В течение многих лет отказ от страховки был настоящей головной болью для граждан, которым навязывали ненужную им услугу, формально являющуюся добровольной, при оформлении кредита, полиса ОСАГО и т. д. Часто отказаться от такой страховки можно было только через суд, несмотря на то, что навязывание дополнительной услуги прямо запрещено Законом РФ «О защите прав потребителей».
Ситуация изменилась 1 июня 2016 года, когда вступили в силу Указания Центрального Банка РФ от 20 ноября 2015 года N 3854-У, обязавшие страховщиков включать в договоры добровольного страхования условие об отказе от страховки и возврате денег в течение пяти дней после заключения договора – без предъявления специальных требований или прохождения административной или судебной процедуры.С 1 июня 2016 года в договоре добровольного страхования страховщик в обязательном порядке должен предусмотреть возможность возврата страховой премии полностью в срок не менее пяти дней до начала действия страховки (не распространяется на договор медицинского страхования и договор страхования, являющегося обязательным условием допуска к выполнению профессиональной деятельности). Если же страховка уже начала действовать, то страхователь (в течение пяти рабочих дней) должен иметь возможность вернуть часть премии пропорционально сроку действия страхования. В обоих случаях навязанный договор прекращается с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от услуги. Срок возврата денег – до десяти дней.
Когда можно поменять страховую компанию?
Новые правила отказа от навязанной страховки вызвали негативную реакцию у Ассоциации региональных банков «Россия». Банкиры попросили разъяснить ситуацию, когда необходимость наличия страхового обеспечения сохраняется в силу ч.10 статьи 7 ФЗ от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и ч.1 статьи 31 ФЗ от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также в случае, когда страхование жизни, здоровья или имущества является одним из условий кредитного договора, договора об ипотеке.
Разъяснения были даны в письме Банка России от 22 июля 2016 г. № 53-1-1-5/3896 «Об отказе заемщика от договора страхования». По мнению регулятора, заемщик вправе отказаться от договора страхования, заключенного в связи с наличием такой обязанности в силу закона или договора об ипотеке/кредитном договоре, заключив одновременно новый договор страхования с компанией, соответствующей требованиям кредитной организации. То есть в данном случае навязанной считается не сама услуга добровольного страхования, а страховая компания, с которой кредитор предлагает заключить договор. В соответствии с Указаниями Банка России, у заемщика должна быть возможность отказаться от заключения договора в течения пяти дней, однако одновременно с этим он должен выбрать другого страховщика, соответствующего требованиям Банка, и заключить с ним новый договор.
Свежие комментарии