Кого полиция имеет право задерживать?
Меры пресечения могут применяться к гражданам сотрудниками полиции по правилам ст.14 Закона «О полиции» на основании норм административного и уголовно-процессуального законодательства. Задержание является исключительной мерой по временному ограничению свободы гражданина и проводится либо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.
27.3 КоАП РФ) либо в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, или заключенных под стражу (ст.ст. 91, 92 УПК РФ).Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, отраженной в Постановлении от 16.06.2009 N 9-П, административное задержание является правомерным, если оно отвечает требованиям ст.22 и ч.3 ст. 55 Конституции РФ и пп. "c" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. То есть без решения суда лицо может быть задержано на срок не более 3 часов (в исключительных случаях 48 часов - ч 2,3 ст.27.5 КоАП РФ) и только с целью защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Подозрения в совершении правонарушения или действия по его предотвращению должны быть обоснованными. Задержание и другие меры в отсутствие события правонарушения являются незаконными даже если полицейский не превышал полномочий, но, в то же время, нарушил перечисленные условия (см. Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 февраля 2011 года по делу № 2-7/2011).
Задержание на основании ст.ст. 91, 92 УПК РФ допускается в следующих случаях:
- когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Чем должны руководствоваться сотрудники полиции?
Сотрудники полиции обязаны соблюдать положения следующих нормативных актов, регулирующих порядок и условия задержания и содержания задержанных лиц:
- Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан";
- Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 года N 627);
- Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";
- Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".
Невыполнение полицейским при задержании предписаний закона и должностных инструкций является основанием для обжалования и присуждения гражданину компенсации за причиненный моральный и материальный вред.
Как должен оформляться протокол задержания?
Чем может помочь юрист?
- оценит законность задержания с точки зрения наличия законных оснований для этого, соблюдения процедуры;
- определит, не нарушены ли условия содержания лица во время его задержания;
- определит основания для возмещения вреда;
- подготовит иск в суд, будет представлять интересы в суде.
Согласно п. 17 Приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389, у гражданина есть право на получение копии протокола о задержании либо об административном задержании. В нем указываются дата, время и место его составления, должность, ФИО сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (ч. 14 ст. 14 Закона «О полиции», ст. 27.4 КоАП РФ).
Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица. Если в отсутствие указаний на мотивы задержания в протоколе только подчеркнута фраза «для пресечения административного правонарушения, составления административного протокола, рассмотрения дела», суд не расценивает это как мотив задержания истца (см. Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 22 февраля 2011 года по делу № 2-7/2011).
Как восстановить нарушенные права?
Право на возмещение вреда, причиненного незаконным задержанием, возникает у гражданина в силу ст.ст. 1070, 1100 ГК РФ. В случае признания судом задержания незаконным имущественный ущерб и компенсация морального вреда взыскиваются независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда (см., напр., Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Калмыкия по рассмотрению гражданских дел в апелляционном и кассационном порядке в первом полугодии 2015 года). В случае нарушения условий содержания в местах задержания иск подается на основании ст. 21 Конституции РФ, ст. 1069, 151 ГК РФ (см., напр., Решение Славгородского городской суд Алтайского края16 июня 2016 года по делу № 2-544/2016г.). Соответчиком в делах о взыскании компенсации за причиненный моральный и материальный вредя является Министерство финансов РФ.
Если основанием ответственности является ст. 1070 ГК РФ, ответчик не вправе ссылаться на отсутствие своей вины. Если основание ответственности - ст. 1069 ГК РФ, истец представляет доказательства, подтверждающие факт и размер причинения вреда, нравственных, физических страданий, причиненных незаконными действиями должностных лиц, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1). Применение физической силы может быть квалифицировано по ст. 286 УК РФ.
Помимо обращения в суд граждане, доставленные в территориальные органы МВД, могут подать жалобу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" и Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 (п. 33 Приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389).
Свежие комментарии