Ежедневно в российских судах выносятся тысячи приговоров, решений, определений... Увы, значительную часть принимаемых органами судебной власти актов никак нельзя назвать законными и обоснованными. В результате граждане вынуждены обивать пороги вышестоящих судебных инстанций, добиваясь отмены сомнительных вердиктов.
Почему так происходит?
Можно, конечно, порассуждать на тему “все мы, люди - ошибаемся”. Но эти разговоры - от лукавого. Или: нормы российского законодательства слишком противоречивые. Мол, даже судьи испытывают сильные затруднения: как истолковать ту или иную норму закона. А потому получаются “неправильные решения”. Судьи, за редким исключением, - высококлассные юристы. К тому же, проработав несколько лет в данной должности, судьи становятся “ходячими энциклопедиями права”. К их услугам - всевозможные правовые базы данных, в том числе с решениями по аналогичным делам. Не знаешь, как поступить, - почитай решение другого судьи, своего коллеги, вынесенное по тому же вопросу. Или ознакомься с рекомендациями Верховного суда...
Профсоюзные юристы тоже периодически посещают суды. Часть споров по искам членов профсоюза они проигрывают. Хотя, казалось бы, закон на стороне работника. Но помимо закона существуют “понятия”. “Доказывать судье, что какие-то его действия идут вразрез с законом, значит, заведомо облечь работника на проигрыш”, - эту фразу я слышал от многих профсоюзных юристов. Но хамство и высокомерие, “мелкие” нарушения процессуальных норм - это еще можно стерпеть. Гораздо страшнее коррупция, которая расцвела в судах буйным цветом. Увы, не только граждане практически беззащитны перед лицом угрозы со стороны распоясавшихся “людей в мантиях”. Порой бессильными оказываются профсоюзы, органы государственного управления, прокуратура...
“ГЕСТАПО” ДЛЯ СУДЕЙ
Квалификационные коллегии судей - это единственное, чего наши судьи побаиваются. Напомним, что по закону российские судьи столь же независимы и неприкосновенны, как и их зарубежные коллеги. Но если американские, английские или французские судьи своей работой и высоким общественным статусом дорожат, доморощенные же скорее используют сей статус. В самых различных целях...
По закону, судей назначает президент РФ. Но это формально: решение о назначении того или иного кандидата на должность принимает все та же квалификационная коллегия судей. Она же вправе “казнить и миловать”: принимает решения о лишении судьи его высоких полномочий.
Квалификационные коллегии судей образуются в каждом субъекте РФ. На федеральном уровне действует Высшая квалификационная коллегия судей. Коллегии избирают на своих собраниях сами судьи. С недавних пор в состав квалификационных коллегий введены “представители общественности” - числом не менее трети списочного состава. В их число попали даже профсоюзные юристы. Например, руководители правовых отделов Хабаровского краевого профобъединения и Федерации профсоюзов Республики Башкирия. Но все равно, представители общественности в квалификационных коллегиях погоды не делают. Судейское сообщество - закрытая каста, которая не допускает в свои дела чужаков. “Рука руку моет”, “ворон ворону глаз не выклюет” - выводы напрашиваются как-то сами собой...
Впрочем, утверждать, что квалификационные коллегии покрывают проштрафившихся судей, не совсем правильно. Среди членов квалификационных коллегий немало порядочных людей, искренне озабоченных моральным обликом современного российского судьи. Есть и другой аспект: как и в любой закрытой касте, в судейском сообществе существует масса противоречий. В том числе основанных на межличностных отношениях. И порой поступившая от граждан жалоба на незаконные действия какого-либо судьи становится прекрасным поводом для сведения внутрисудейских счетов. И если в результате подобных разборок полетит голова не самого лучшего судьи - почему бы и нет? Так что жалуйтесь, граждане!
Граждане, кстати, и жалуются. Статистика такова. В 1995 году в квалификационные коллегии поступило 4000 обращений от граждан, возмущенных действиями того или иного судьи. В 1996 - 7500, в 1997 - 10800, в 1998 - 14400, в 1999 - 17564, в 2000 - 16700, в 2001 - 18749. Такой вот лавинообразный рост.
Есть и кое-какие результаты, хотя скромные. В 2002 году квалификационными коллегиями субъектов РФ в порядке наложения дисциплинарного взыскания на основании п. 1 ст. 12-1 Закона “О статусе судей в РФ” прекращены полномочия 27 судей судов общей юрисдикции, шести мировых судей, одного судьи гарнизонного военного суда. Высшей квалификационной коллегией судей РФ прекращены полномочия одного судьи арбитражного суда области, одного гарнизонного военного суда. Дисциплинарному взысканию в виде предупреждения в 2002 году подвергнуты 118 судей (в том числе семь судей арбитражных судов и двое мировых судей).
Полагаем, читателям “Солидарности” будет небезынтересным узнать, за какие такие проступки судей лишают полномочий. К чести Верховного суда, с недавних пор такая информация становится доступной и для “широкой общественности”.
ПЬЯНСТВУ - БОЙ!
Многие судьи в ходе судебных заседаний любят поучать граждан, как себя вести. Логично было бы предположить, что, поучая других, “люди в мантиях” должны быть хотя бы образцом моральной чистоты. К сожалению, не являются...
Решением квалификационной коллегии судей Московского окружного военного суда прекращены полномочия Г., судьи Курского гарнизонного военного суда. В 2000 году, находясь в командировке в Белгороде, судья Г. систематически пьянствовал, в связи с чем был вынужден объявлять длительные перерывы и не смог в запланированное время завершить рассмотрение уголовного дела по обвинению О. В тот же период судья Г. допускал грубые оскорбительные высказывания в адрес секретаря судебного заседания, которая отказалась распивать вместе с ним спиртные напитки и пыталась пресечь его недостойное поведение. Кроме того, судья Г. допустил умышленное нарушение норм ГПК. В частности, по нескольким гражданским делам он выносил решения, не проводя судебного разбирательства, изготовляя по ним фальсифицированные протоколы судебных заседаний.
Решением квалификационной коллегии судей Рязанской области прекращены полномочия Е., судьи Рязанского областного суда (по пп. 9 п.1 ст. 14 Закона “О статусе судей в РФ”). В решении указано, что Е. злоупотреблял алкоголем, появлялся на работе в нетрезвом состоянии (в частности 20.02.02, о чем составлен акт), нарушал сроки сдачи в канцелярию дел, доложенных им в кассационной инстанции.
Решением квалификационной коллегии судей Волгоградской области прекращены полномочия Ф., судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда. Ф. употреблял спиртные напитки в своем кабинете совместно с коллегами: судьей, тремя секретарями и адвокатом. После этого, управляя в нетрезвом состоянии принадлежащей ему автомашиной, отвез адвоката домой, а секретарю И. предложил продолжить празднование в оздоровительном центре. Там, распивая спиртные напитки, Ф. предложил секретарю И. вступить в интимные отношения. Получив отказ, избил ее.
СУДЬИ-ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
Фальсификация материалов судебных дел - настоящий бич нашего правосудия. Например, в пользу одной из сторон фабрикуются гражданские дела. В других случаях преступники отправляются домой, невиновные - за решетку, иногда даже... об этом не подозревая. Судей не останавливает и то обстоятельство, что вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта образует состав преступления (ст. 305 УК РФ). Впрочем, обо всем по порядку...
С., судья Цильнинского районного суда Ульяновской области сфальсифицировала приговор по уголовному делу. Дело, поступившее в суд 1.12.98 по обвинению гражданки С. по ч. 1 ст. 158 УК РФ, было назначено к слушанию на 18 декабря. В протоколе судебного заседания стоит дата рассмотрения дела - 18.01.99 и даже указано на участие в рассмотрении дела подсудимой, потерпевшей и свидетелей. Между тем квалификационной коллегией судей достоверно установлено, что заседание суда по этому делу не проводилось и в суд никто не вызывался, а подсудимая С. узнала о своем осуждении случайно, от соседей.
Решением квалификационной коллегии судей Белгородской области прекращены полномочия Е., судьи Шебекинского районного суда. Основанием для такого решения послужили факты систематического изготовления и приобщения к уголовным делам приговоров, в которых судья подделывал подписи народных заседателей. В частности, подделаны подписи по шести уголовным делам. Кроме того, по пяти уголовным делам судья Е. изготовил в совещательной комнате лишь резолютивные части приговора, а текст огласил по обвинительному заключению. Приговоры же изготавливались позднее, и при отсутствии соответствующих народных заседателей их подписи подделывались. Судья Е. допускал и грубую волокиту, влекущую систематическое нарушение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел. В решении квалификационной коллегии приводятся примеры, свидетельствующие об оставлении без движения в течение 9 месяцев десятков дел. Коллегия отметила, что условия работы, на которые ссылается судья Е., у всех судей одинаковы, однако именно “у него дела лежали без движения длительное время, а нагрузка была незначительной”.
Решением квалификационной коллегии судей Омской области от 19.01.01 прекращены полномочия судьи К. Основание - умышленное грубое нарушение судьей требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства, волокита по уголовным делам, небрежное отношение к своим обязанностям, чем был нанесен существенный вред интересам правосудия и авторитету судебной власти. Рассмотренные уголовные дела сдавались в канцелярию с опозданием более чем на 4 месяца, “не вовремя отписывались приговоры”, уголовные дела прекращались по фиктивным, незаверенным ксерокопиям свидетельств о смерти. Несмотря на возражения участников процесса в судебных заседаниях, судья К. приобщал к делу откровенно фиктивные документы, по которым выносил незаконные решения, впоследствии отмененные. Так, без соответствующего процессуального оформления судья К. единолично принял незаверенную ксерокопию свидетельства о смерти Ж. и, не назначая судебного заседания, прекратил производство по обвинению Ж. в совершении тяжкого преступления, что повлекло существенное ущемление и нарушение прав и законных интересов граждан. Позднее было установлено, что Ж. жив и объявлен в розыск. Аналогичным образом - по фиктивному свидетельству о рождении дочери - была применена отсрочка исполнения приговора в отношении Ф., признанной виновной в распространении наркотиков в особо крупных размерах.
“ВНЕПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ”
В квалификационную коллегию судей Алтайского края поступили жалобы граждан П. и Р. на действия С., судьи краевого суда. В жалобе указано, что судья С. назначил к рассмотрению уголовное дело по обвинению П. на 30.06.99 в здании Ключевского районного суда. По делу вызывались потерпевшие: П. и Р. (матери убитых), а также свидетели, в число которых включен близкий друг подсудимого П., который, по данным РОВД, состоял на учете как участник преступной группировки. Прибыв 29 июня в село Ключи, судья С. поселился вначале в гостинице “Луч”, но затем переехал в дом частного предпринимателя Н. Дом сдавался гражданам для проживания в частном порядке. Там же поселились представители сторон предстоящего судебного процесса: прокурор К. и адвокат К. Проживание в этом доме оплатил П. В тот же день свидетель П. и “другие люди подсудимого” устроили “банкет”, на котором судья С., прокурор и адвокат совместно с устроителями банкета употребляли спиртное. Как установлено ККС, в день начала судебного заседания “судья С. находился в тяжелом похмелье”, в связи с чем судебный процесс был перенесен на 1 июля. Состав суда в здании районного суда не появлялся.
Приговор по делу был вынесен 8 июля 1999 года с назначением наказания подсудимому по ст. 108 ч. 1 УК РФ с применением ст. 73 УК РФ в виде 1 года и 6 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года, с освобождением от наказания по амнистии. По другим статьям подсудимый был оправдан. 22.02.00 приговор был отменен в кассационном порядке по жалобе потерпевших и протесту прокурора. Полномочия судьи С., члена Совета судей Алтайского края, прекращены за совершение действий, позорящих честь и достоинство судьи, умаляющих авторитет судебной власти.
Денис ПАНКИН
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы продолжим тему злоупотребления служебным положением и нарушения закона со стороны представителей судейского корпуса. Планируем рассказать, как с таким явлением бороться. И просим профсоюзных юристов, всех читателей “Солидарности” поделиться с нами фактами недостойного поведения судей и судейского произвола, с которыми приходилось сталкиваться. Поверьте, судьи не любят, когда такие факты становятся достоянием гласности...
Свежие комментарии